Еще как-то в мае прошлого года, тусклый свет задних фар которого еще виднеется вдалеке, мы обмолвились о запуске нового проекта. Помнится, тогда мы получили первые положительные результаты наших увлекательных экспериментов по производству бумаги путем переработки макулатуры и сразу же поспешили ими поделиться. Затем нами овладел перфекционистский настрой и продолжилась работа по улучшению качества и расширению ассортимента. Тут же мы стали замечать недочеты практически в каждом производимом нами бумажном листе, мы узнавали что-нибудь новое о тонких нюансах бумажного дела каждую неделю. Проблемы с доставкой необходимого оборудования, отнявшие много сил, времени и денег, из-за целого букета технологических сложностей остались практически незамеченными, но как бы послужили хорошим темным фоном, повышающим яркость нашей борьбы за оптимальную технологию производства бумажного листа.
Работа по запуску нашего первого мини-производства пока не закончена, но финиш уже близок. Поэтому показалось логичным на выборочных страницах блога поговорить на бумажные и близкие темы, такие как производство, защита окружающей среды, сертификация и прочие. Но какого стиля придерживаться, на какого читателя равняться, мы не знаем. Поэтому начнем, а по ходу все поправим.
Сколько бумаги потребляет каждый из нас? По данным 2010 года среднемировое потребление составляет около 54 кг на человека в год. Умножим эту цифру на 6-8 и узнаем в какой куче бумаги нуждается среднестатистический европеец, американец или японец. Основная часть этого потребления приходится на писчую бумагу: газеты, журналы, книги, школьные тетради, блокноты и конверты. Есть еще оберточная бумага, бумажные пакеты и картонные коробки, а также бумага, используемая в гигиенических целях: туалетная, бумажные полотенца. И что, казалось бы, в этом потреблении плохого? А основная проблема заключается в том, что вся эта бумага дорого обходится окружающей среде.
Большая часть салфеток, бумажных полотенец и туалетной бумаги изготавливается из целлюлозы. Она более прочная, удобная и мягкая. А вот картон и упаковочная бумага часто производится из вторичного сырья. Кстати, бумажные документы — хороший способ архивирования. Срок службы бумажной архивной копии гарантирован на 200 лет. Менее известным способом использования бумаги является ее применение в качестве изоляционного материала для электрических проводов и телефонных кабелей. Бумага нашла применение и в медицине, где из нее делают халаты, операционные маски и шторы в операционных.
Как же производство бумаги угрожает окружающей среде и какие существуют методы решения этих экологических проблем? Древесина — это первоисточник бумаги, точнее, волокна целлюлозы, содержащиеся в ней. Поэтому можно подумать, что каждый раз, когда мы используем бумагу, мы вредим лесу, однако все это далеко не так просто. Часть древесины, используемой в производстве бумаги, — это низкорослые деревья, то есть маленькие, больные и неровные, из которых нельзя, например, сделать прямые и красивые доски. Такие деревья в любом случае обрезаются, чтобы не мешать другим нормально расти и сохранять лес. Также используются кроны деревьев, то есть их верхушки, когда остальная часть дерева была использована при изготовлении мебели. Ветки этих крон можно смело использовать для изготовления бумаги. В любом случае, самое главное, что деревья не вырубаются только для того, чтобы превратить их в бумагу.
В одних странах недостаточно собственного леса для изготовления необходимого количества бумаги, в других — вырубают все деревья подряд, а новые не сажают. Именно так обстоят дела в Юго-Восточной Азии, экваториальной Африке и Южной Америке, иногда и в Канаде, список можно легко продолжить. Подобные рубки леса могут привести к непоправимым последствиям. Например, в тропических лесах корни деревьев сидят неглубоко в земле, а в почве содержится мало минеральных солей, зато ее поверхность очень богата гумусом. Он постоянно обновляется благодаря падающим листьям и растениям, которые образуют перегной. При осуществлении вырубки деревьев и выкорчевывании растений гумус становится тонким, он не в состоянии пополнится, и проливные дожди просто вымывают эту голую землю. В конечном итоге на ней ничто не может расти. Именно поэтому важно заново сажать деревья и растения. Но не все подряд. Нельзя, например, сажать эвкалипт там, где он не растет. Эти деревья хоть и растут быстро, но они очень истощают почву.
Даже по этим простым примерам можно догадаться, что вопрос рационального лесопользования достаточно сложен и неоднозначен из-за вовлечения в его решение множества заинтересованных сторон. Какое дерево можно считать нормальным, а какое необходимо поскорей вырубить; важен ли лес для местного населения или нет; повредит ли вырубка местным популяциям редких животных и растений. Вот, наверно, самые общие вопросы, на которые необходимо дать ответ, прежде чем назвать лесопользование ответственным во всех аспектах.
Может ли обычный покупатель как-нибудь узнать, что приобретаемая им бумага не вредит лесу? Да, для этого существует ряд обозначений, подтверждающих соответствие цепочки процесса производства определенным социально-экологическим и экономическим критериям.
FSCТМ — Forest Stewardship Council®, Лесной попечительский совет — международная независимая организация разрабатывающая стандарты в области лесопользования, лесопереработки и производства продукции. Главная цель FSC — содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами. Инструментом для достижения этой цели как раз и является сертификация, а маркировка продукции товарным знаком FSC — внешняя сторона этой деятельности. Если на упаковке с бумагой есть знак FSC, то сырье для производства получено легальным путем, а непосредственно при самой заготовке древесины применялись методы устойчивого лесопользования, а права местных жителей, работников и коренных народов были соблюдены.
PEFC — Program for the Endorsement of Forest Certification schemes — программа одобрения схем лесной сертификации. PEFC является международной некоммерческой неправительственной организацией, призванной продвигать устойчивое лесное хозяйство с помощью независимой сертификации третьей стороной.
Хотя цель обоих сертификаций — продвижение устойчивого лесопользования, основанного на экономической эффективности, экологической устойчивости и социальной ответственности, они были инициированы различными группами. Если FSC была инициирована международными общественными организациями, в первую очередь экологическими, то PEFC была инициирована лесопромышленниками. Ещё одно различие — стандарты FSC являются общими для всего мира с адаптацией для конкретной страны и региона. PEFC, наоборот, объединяет стандарты, вырабатываемые на национальном уровне, поэтому стандарты этой сертификации в одной стране могут существенно отличаться от стандартов в другой.
PEFC часто критикуют за отсутствие согласованности на международном уровне. А PEFC парирует тем, что не устанавливает требования мирового масштаба, так как уважает особенности каждого государства. И лучший подход к решению вопроса рационального лесопользования, по ее мнению, может быть разработан только на местном уровне. PEFC гарантирует процветание леса во всех аспектах. Но согласно Гринпис (Greenpeace) и Всемирному фонду дикой природы (WWF, помните милую черно-белую панду?) эта организация допускает использование достаточно неэкологичных методов. Например, в Тасмании в сертифицированных лесах используется напалм, а в Бразилии можно встретить генетически модифицированные деревья. Другими словами, сертификаты, выданные этой организацией, относятся к некачественному лесу. Но стандарты сертификации постоянно развиваются и претерпевают изменения. И, например, в таких странах как Швейцария, Норвегия, Великобритания, FSC и PEFC используют очень похожие подходы к управлению лесами; Малайзия же предоставила на утверждение в PEFC свой стандарт, который во многом основан на принципах и критериях правил FSC.
Посему, выбирая бумагу, ищете и покупайте ту, на упаковке которой есть один из этих значков. Наш с вами выбор имеет решающее значение, и, делая его осознанным, мы сможем значительно увеличить площадь сертифицированных лесов.